В МИРЕ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРОВ МЫ 15 ЛЕТ!
Журнал "МЕБЕЛЬ ИНФО"
Продвигаем компании в сфере дизайна интерьеров и мебельной индустрии.

Уроки французского: l'urbanisme lumiere – световой урбанизм

«В этом году опять в Париж хочу!» – была мечта поехать на ежегодный декабрьский фестиваль света в Лионе, но не сложилось. Вместо фантастических картин на фасадах, пришлось поставить свечки на окнах. Эта статья – тоже знак солидарности и уважения к французам. Ночной шарм их городов тщательно продуман и спланирован, а нам остаётся только восхищаться красотой.

 

Город света

Мировая история регулярного городского освещения началась в Париже, в котором в 1667 году по указу «Короля Солнца» Людовика XIV было установлено почти 3000 масляных фонарей и организована постоянная служба фонарщиков – первый в мире «Горсвет». К концу XIX века в городе насчитывалось более 50 тысяч фонарей, что по праву дало Парижу неофициальный титул «Город света». Сверкающие огни витрин, окон, уличные фонари стали важной частью манящего ночного образа «Столицы мира». Парижане с лёгкостью внедряли новинки светотехники – в 1817 году в пассажах зажглись первые газовые фонари. А в 1875 году площадь перед Оперой осветили фонари с инновационными свечами Яблочкова, которые парижане сразу окрестили «Русский свет».

Световой урбанизм

Не удивительно, что именно во Франции возник термин световой урбанизм. Идея – поднять светодизайн на уровень градостроительства, объединив все виды городского освещения (уличное, архитектурное, ландшафтное, рекламное, праздничное) для создания цельного ночного образа города. В книге Роже Нарбони Lighting the landscape (которую мне недавно прислали, как Хлестакову в серебряной кастрюльке из самого Парижу; впрочем, вру – через Amazon) приведена интересная карта Европы, где помечены города, имеющие световой генплан. На фоне одиноких проектов отсталой Европы вся Франция уже 10 лет назад была покрыта светящимися точками. Все французские города за пятнадцать лет после лионского первенца обзавелись генеральными планами освещения. Недавно, кстати, для Лиона уже третий световой генплан разработали (первый был выполнен 25 лет назад – в 1989 году). В этом планировании на «высшем» уровне – одна из причин грамотного освещения французских городов. Похоже, и в светодизайне французы стали законодателями моды. Надо отметить высокий уровень работ не только «от кутюр», но и более скромных проектов, так сказать светового «прет-а-порте» – просто, но со вкусом. Российский светодизайн городов, бессмысленный и беспощадный, больше напоминает униформенную телогрейку с разноцветными

бархатными заплатами и золотыми пуговицами. Не секрет, что у нас освещение часто делается по методу Вовочки: «МариВанна, а давайте за….им синюю полосу!»

 В Европе две беды…

Но не надо думать, что у французов всё гладко идёт. Почти как в известной поговорке Николая I про две российские беды, Роже Нарбони отмечает две проблемы в светодизайне: заливающее освещение фасадов и жёлтые дороги. Но, к счастью, всё это уже проходит – вина тут в технологиях, которые недавно отставали

от дизайнерских идей. Дизайнеры уже хотели, а инженеры ещё не могли. Одна из причин увлечения скучным заливающим освещением фасадов – раньше прожекторы были большими и проще было осветить здание издалека большим пучком, крупными мазками. Сейчас миниатюрные светодиоды позволяют «вылепить»

архитектурные формы более тонко и тщательно. Их можно поставить прямо на фасад и с помощью линз придать световому потоку нужную форму, например, сделав острым как бритва, и направить его вскользь фасада. Теперь получается, светодизайнерам надо догонять науку и технику, осваивая фантастические возможности новых технологий. Снятся людям иногда голубые города…

Жёлтый натриевый свет на дорогах тоже доживает последние годы. Он обязан своим спектром излучению нагретых паров солей натрия (вы никогда не бросали в детстве щепотку соли на огонь?). Раньше натриевые фонари были самыми экономичными, и им прощалось, что они искажают цвета и заливают города едкой пеленой. Не зря в песне поётся: «жёлтый туман похож на обман!». Другой известный французский светодизайнер Ян Керсале назвал это явление

«натриумизацией городов», которая делает все улицы и населённые пункты одинаковыми и монотонными. Но и тут спасают светодиоды, которые уже обгоняют по экономичности натриевые лампы, а какие возможности они таят! Можно магистрали осветить более холодным оттенком, парки и пешеходные зоны – нейтральным, дворы – тёплым и уютным светом. На этих принципах светового

зонирования и рисуют города французские светодизайнеры. А добавьте сюда цветной свет и вы никогда не спутаете один район или улицу с другими. Например, Роже Нарбони предложил каждый перекресток парижского «бульварного кольца» обозначить своим цветом для лучшей ориентации в городе.

Город SDAL, город принял

Французы первыми разработали иерархию проектов городского освещения. Самая первая стадия у них называется SDAL – Генеральная схема светового благоустройства. Это даже не проект, как отмечает Нарбони, а концептуальная схема, содержащая основные идеи по световому зонированию и планированию. Более детальная схема Plan Lumiere (PLUM) разрабатывается на весь город или его центр, парк или отдельный район и содержит конкретные планировочные и дизайнерские решения, вплоть до конструкций светильников, их расположения, типа ламп и мощности. Улицы, парки, реки, мосты, достопримечательности освещаются не по отдельности, а в едином ансамбле, создавая единый ночной образ города. Но мало нарисовать, надо воплотить в жизнь. Здесь тоже стоит поучиться у французов дипломатии и умению договариваться с многочисленными игроками. В условиях свободного рынка надо учитывать порой противоположные интересы и уметь направить усилия и финансы из разных источников в нужное русло. Это на Руси проще – как царь или князь прикажет, так и сделают.

Перейти к началу